
Есть несколько критериев, позволяющих заподозрить наличие у ребёнка сердечных патологий. Если своевременно анализировать их, гораздо меньше станет историй, когда внезапно, на фоне как бы полного благополучия, человек умирает в расцвете лет или даже едва начав карьеру. Не обязательно иметь врожденные патологии, опасность аномалий сердца и сосудов во многом связана с гормональными и нервными расстройствами, слишком большими темпами роста. До начала массовой акселерации эта проблема встречалась существенно реже.
Алёна П., педиатр одной из клиник, указывает: чрезмерно быстрое физическое развитие усугубляет развившиеся сбои сердцебиения и артериального давления, приводит к расстройству сна. Еще одна негативная составляющая – отставание сердечного объема от суммарной величины тела. Специалист подчеркнула, что только после комплексной врачебной диагностики можно делать какие-либо выводы. Это проявляется такими симптомами, как:
- одышка;
- постоянная или периодическая слабость;
- отклонения кровяного давления в обе стороны;
- боли в грудной клетке;
- обмороки (преимущественно на фоне физических нагрузок).
С приходом пубертата эти проявления могут пройти, но иногда перерастают в астению или гипертонию. Контролировать их надо в любом возрасте, даже у новорождённых. Дошкольники с такими аномалиями развиваются недостаточно активно, заметно слабее других детей, часто и легко потеют. Они бывают слишком пассивными, поскольку долгую активность им выдерживать тяжелее. Инструментальные обследования очень важны. Не менее актуальна нормализация образа жизни и сна.
Новорожденных станут обследовать более детально!
Обнаружение заболеваний у новорождённых, в том числе аномалий сердца, будет идти более активно. С начала этого года стартовала программа пяточного теста (официальное название – расширенный скрининг). Теперь количество обнаруживаемых таким способом патологий вырастет многократно.
Взятые вовремя пробы крови отправляют в генетический исследовательский центр. Там знают, как определить признаки грядущей катастрофы. Проверка одного образца занимает примерно пару минут, причем исследуется он параллельно с 95 другими. Полученные сведения будут вносить в единую цифровую карту. Это позволит за счёт особых лекарств, а иногда простого упреждающего изменения рациона, спасти немало детских жизней, предотвратить инвалидность. Главврач Петербургского Медико-генетического центра Александр К. в качестве примера успешно предупреждаемого заболевания привёл фенилкетонурию. Скрупулёзно соблюдаемая диета позволяет исключить любые проблемы.
Статистическая картина шокирует: только в городе на Неве каждый год 2000 детей погибает просто по причине отсутствия информации об их заболеваниях. Создание контрольных центров поможет решать эту проблему.
Развитие детей – что советуют специалисты?
Родители нередко не понимают, какие игрушки, и в каком количестве нужны детям. По мнению кандидата медицинских наук Екатерины М., тут далеко не все однозначно. Широкое разнообразие «творческих покупок» не обязательно приведёт к ускоренному развитию психики.
В раннем возрасте удержать внимание на множестве предметов не получается. Нервная система перегружается, и в итоге вместо мотивации на игру мы создаем ее отторжение. Этот факт, а также вред быстрого переключения внимания между игрушками. В этом уверен и профессор университета Толедо Карл Д. Американский педиатр высказывается даже жёстче: он говорит, что чрезмерное число игрушек тормозит детское развитие.
Специальные опыты показали, что малыши с 3-4 игрушками веселы и находчивы, а с 16-ю быстро становятся плаксивыми, апатичными. Изобилие окружающих предметов мешает выработке устойчивой психической связи с ними. Более того, подрывается не только воображение и склонность создавать игры самостоятельно; у ребёнка обрубается интерес к чтению и другим альтернативным занятиям, полагает Екатерина М.
Выяснилось также, что небольшое число сложных игрушек (таких как конструкторы) гораздо продуктивнее для детского развития, чем огромное количество больших. Наконец, получение «всего» по первому требованию неизменно ведёт к развитию эгоизма, равнодушию, мешает общаться со сверстниками.