Детская частная клиника и стоматология в Калининграде
Калининград, Московский пр,, 1-3, +7 (4012) 357-773
Калининград, Ген. Челнокова, 25, +7 (4012) 973-100

Боль в ухе – не всегда первичный симптом!

Большинство родителей хотя бы раз в жизни слышали жалобы от своего ребенка по поводу боли в ухе. Однако не многие знают, что болевые ощущения могут являться симптомом заболевания как самого уха, так и близлежащих к нему органов. Разъясним калининградцам, что мы имеем ввиду. Начнем с главного…

Когда следует обратиться к врачу?

Болевой синдром, возникающий в одном или сразу двух ушах, на медицинском языке называется «оталгия». Боль может носить различный характер: «стреляющий», ноющий или пульсирующий. Наряду с болевыми ощущениями ребенка могут беспокоить и другие неприятные симптомы, которые должны насторожить родителей:

  • заложенность, боль, шум или звон в ушах;
  • выделения серозного и гнойного характера;
  • головная боль и головокружение;
  • надавливание на козелок (хрящевой выступ) вызывает боль;
  • температура тела выше 37° и общая слабость;
  • ухудшение слуха
  • беспокойный сон и потеря аппетита.

Если ушная боль не проходит в течение 2-х суток и сопровождается дополнительными симптомами, указанными выше – это веское основание обратиться за помощью к отоларингологу. Задача родителей – своевременно отреагировать на тревожные симптомы и незамедлительно обратиться к врачу!

Первопричины ушной боли

В качестве негативных факторов, провоцирующих появление болевых ощущений непосредственно в ухе, можно назвать:

  • инфекции;
  • затянувшаяся простуда, которая спровоцировала осложнение;
  • наличие инородного предмета в ухе;
  • микротравмы при падении или чистке уха;
  • попадание в ухо воды или шампуня;
  • острое воспаление сальной железы (фурункул).

В том случае, если в процессе осмотра никаких патологических процессов в ухе не обнаружено, речь идет об отдающей боли, которая может исходить от другого органа.

Иррадиирующая боль – вторичная оталгия

Отдельно хочется сказать об иррадиирующей боли, которая отдается в ухо от другого больного органа. В качестве источника боли могут выступать:

  • больной зуб;
  • горло или гортань;
  • нос и его пазухи;
  • небные миндалины;
  • височно-нижнечелюстной сустав;
  • тройничный нерв;
  • слюнные железы.

Завершая тему этиологии, можно сделать вывод о том, что оталгия может быть двух видов:

  1. Первичная, когда патологические процессы возникают в одном из отделов уха. Наиболее частой причиной в данном случае является инфекция.
  2. Вторичная. В этом случае причиной боли являются патологические процессы, протекающие в других органах. И хотя данная разновидность боли не представляет опасности для уха, она привлекает внимание к реальному источнику проблем.

Заметим, среди детей чаще всего встречается первый вариант, однако родителям стоит помнить и о существовании второго, так как за ним могут скрываться серьезные заболевания других органов.

Какие болезни уха бывают у детей?

Наиболее распространёнными ЛОР-заболеваниями, связанными с воспалением ушей у детей являются:

  • Острый средний отит (ОСО) возникает у детей с ослабленным иммунитетом на фоне ОРВИ, как осложнение простудного заболевания, однако не стоит исключать и бактериальную этиологию. Инфекция попадает в среднее ухо по слуховой трубе из воспаленной носоглотки. Очень быстро данная форма может перейти в гнойный отит с характерным гноетечением из уха.
  • Экссудативный средний отит (ЭСО) характеризуется скоплением жидкости в ухе, без признаков инфекции.

Воспаление среднего уха, сохраняющееся свыше 3-х месяцев, является хроническим. При такой форме отита неизбежно возникает перфорация барабанной перепонки, а также сохраняется гноетечение из уха, периодическое или постоянное.

Менее часто встречающиеся заболевания среди детей:

  • отомикоз – источником воспаления является грибок;
  • экзема наружного уха;
  • полип слухового прохода;
  • фурункул – гнойно-воспалительное заболевание волосяного фолликула;
  • отогематома – последствие травмы ушной раковины;
  • экзостозы – костные выросты, покрытые кожей;
  • инородное тело в слуховом проходе.

Методы диагностики

На приеме врач осматривает ушную раковину ребенка, околоушную область, в том числе близлежащие лимфоузлы. После осмотра могут быть применены следующие методы исследования:

  • отоскопия – осмотр наружного ухо при помощи воронок различного типа;
  • тональная аудиометрия – проверка слуховой чувствительности;
  • тимпанометрия – исследование эластичности барабанной перепонки;
  • бакпосев на микрофлору – определение возбудителя заболевания;
  • КТ или МРТ височных костей – обследование вестибулярного аппарата.

На основе анамнеза, клинического осмотра и результатов диагностики врач выносит вердикт и озвучивает план лечения. Естественно, в процессе приема врач осматривает не только ухо, но и близлежащие органы: нос и горло, применяя специальный инструментарий.

Способы лечения болезней уха

Лечебная терапия зависит от степени тяжести выявленной патологии, с учетом которой врач может назначить пациенту следующее лечение:

  • болеутоляющие, противовоспалительные и антибактериальные препараты;
  • физиопроцедуры: УФ-облучение, электрофорез, и пр.;
  • туалет уха с использованием лекарственных средств;
  • продувание слуховой трубы по Политцеру;
  • пневмомассаж барабанных перепонок;
  • сухое тепло (если нет гнойных выделений).

Какие осложнения могут возникнуть?

Самолечение в данном случае категорически недопустимо, поскольку существует реальный риск осложнений. Речь идет о серьёзных последствиях в виде:

  • лабиринтита;
  • менингита;
  • и др.

Кроме того, систематическое игнорирование проблемы с ушами может привести:

  • к стойкому снижению слуха, вплоть до полной глухоты;
  • склерозу и перфорации барабанной перепонки;
  • и др.

В заключение хочется напомнить родителям о том, что нельзя без рекомендаций врача закапывать капли в ухо ребенку, а также греть ухо, если из него наблюдаются гнойные выделения. Чтобы решить проблему необходима консультация ЛОР-врача.

Помните: своевременное обращение к врачу ускорит процесс выздоровления и позволит избежать тяжелых последствий. Калининградцы могут записать ребенка на прием к отоларингологу в плановом или срочном порядке, позвонив по телефону: +7 (4012) 357-773 или +7 (4012) 973-100 .

Пожалуйста, оцените доступность/качество описания и оформления этой страницы
Средняя оценка 4.86 на основании 7 голосов.

«ЭДКАРИК» В ФОТОГРАФИЯХ

Несколько случайных отзывов

20.01.2021Пациент

12.01.21 20:22:43 отзыв оставлен на портале prodoctorov.ru: 

Позвонили в клинику с проблемой кариеса у ребёнка. Зуб болел, нужно лечить. Администратор записал на приём к врачу Лапухиной. По телефону объяснили, что врач осмотрит зуб, примет решение о лечении и сделает временную или постоянную пломбу. На осмотре пришлось 20 минут заполнять бумаги, по факту осмотр длился 10 минут, на котором сделали заключение, что у ребёнка кариес. И все! А потом врач сказала, что у неё осталось 8 минут до конца приёма и ничего сделать она не успеет. То, что у ребёнка кариес, мы и так знали и озвучили это по телефону. Зачем в таком случае, обещать что-то сделать? Врач предложила записаться на другое число и сделать временную пломбу. Это в период новогодних каникул? По телефону после приёма 2 раза позвонили разные администраторы, сказали, что у ребёнка абсцесс, потом пульпит. Потом что ошиблись. По факту в карте в графе диагноз вообще ничего не указали. И это детская клиника! Что за отношение к детям? И по какой-то причине мой отзыв не публикуют на странице "Эдкарика". Или им нужны только положительные отзывы. Так их надо заслужить. Пообещали разобраться, и в ответ тишина...

По существу этого отзыва необходимо сказать следующее. Взаимоотношения  пациент-клиника-врач регулируются целым рядом правительственных документов, без которых врач не имеет права приступать к лечению. Для их заполнения требуется время. Поэтому мы приглашаем в клинку  за 15- 20 минут до приема. На заполнение первичных документов в среднем тратится 10 минут. Первичную информацию о будущем приеме и его ориентировочную стоимость администраторы так же сообщают при записи. В холлах, кабинетах установлены камеры с таймерами. В случае конфликтной ситуации можно посмотреть  запись и  время действия.

Что произошло  в вашем случае.  Заполнение  документов велось 15 минут. Т.О. 5 минут уже пошло в счет приема.   5 минут потребовалось на установление контакта с ребенком.  4 минуты на рентген диагностику. 10 минут   на осмотр и   согласование вариантов лечения. Необходимо учесть , что ваш прием состоялся по неотложному состоянию (острая боль) и у врача было ограниченное время приема. Вашего ребенка старались принять вне очереди. 

Диагноз пульпит лечится как в один прием, так и в несколько  посещений    .В данном случае из-за отсутствия времени  врач старалась в первую очередь снять острую боль и поставить временную пломбу.  Технология   постоянного  пломбирования требует большего времени, необходима  дополнительная диагностика и пришлифовка  контактов для того, чтобы было удобно жевать и пломба не нагружала сустав. Времени для этого не было, предложили поставить временную пломбу,  о чем и говорилось при записи (она сохранена). Но папа отказался, сославшись на  свой личный негативный опыт. В результате ребенок оказался 30 декабря без нашей помощи. Это был последний день работы клиники.

Таким образом ситуация выглядит с нашей стороны. Она подкреплена документально.  То, что администратор ошиблась с диагнозом, посмотрев в другой документ, разговаривая   с вами   по телефону, печально, но она сама тут же и исправила ошибку, принесла извинения. 

Работа с нашими маленькими  пациентами  и их родителями требует у докторов и всех сотрудников  повышенного внимания, эмоциональных  затрат.  Мы все стараемся  эффективно оказать помощь.  Надеемся на ваше понимание.  Всего доброго вам и вашей семье.

12.11.2014Семья Резниковых

Большое спасибо доктору за понимание и терпение к нашим детям. Спасибо за хорошо и профессионально проделанную работу.

25.11.2015Анонимно

Уважаемые Татьяна и Эдуард, спасибо Вам огромное за замечательную стоматологическую клинику. Персонал всегда вежлив, внимателен, относится с пониманием. Хочу выразить благодарность нашему лечащему врачу Семеновой Марианне Владимировне. Мой сын без ума от нее, всегда ходит на прием с удовольствием и ждет новых посещений. Он профессиональная стоматолог, приятная женщина и жизнерадостный человек. Только такие люди должны работать в детских клиниках. 

02.06.2015Мишанина Г.Н.

Огромное спасибо Элердовой М.А. за внимание, понимание и лечение, которое помогло с первого раза. Дай Бог побольше таких врачей. С уважением, Мишанина Г.Н.

Смотреть все