Детская частная клиника и стоматология в Калининграде
Калининград, Московский пр,, 1-3, +7 (4012) 55-77-55
Калининград, Ген. Челнокова, 25, +7 (4012) 55-77-55

Задержка речевого развития у детей

Речь считается самым распространенным и доступным средством общения, а также она является формой мышления человека любого возраста. Поэтому речевые навыки у ребенка определяют уровень его общего развития. Если по этому показателю малыш отстает от своих сверстников, то родителям стоит проконсультироваться с детским неврологом. В Калининграде лучшие специалисты работают в детской поликлинике "Эдкарик". У нас не только проконсультируют ребенка, но подберут еще метод коррекции речи.

Виды речи

Становление речи у ребенка возможно при двух условия:

  • достаточной степени зрелости коры головного мозга;
  • определенного уровня развития органов чувств.

Особенно важно для формирования речевых навыков у детей развитие двигательных и слуховых анализаторов. Многое зависит и от окружающей среды, в которой воспитывается ребенок. Так, если малыш получает недостаточно ярких эмоций, он будет отставать, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.

Различают два типа речи:

  • Внешняя речь используется людьми для общения. К этой категории относится устная и письменная форма речи.
  • Внутренняя речь или "думание" позволяет человеку мыслить, используя его личную языковую базу.

Поскольку речь не является врожденной способностью, родители должны приложить максимум усилий для ее нормального формирования у ребенка.


Причины речевых нарушений

Ученые утверждают, что нарушения речевого развития всегда сопровождают человечество. Это факт подтверждают и древние летописи. Например, еще на заре цивилизации греки и римляне активно занимались исправлением дефектов речи. Из основных причин речевых нарушений следует выделить патологии внутриутробного развития:

  • гипоксия плода;
  • генетические заболевания;
  • поражения центральной нервной системы вследствие гипоксии;
  • внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы;
  • недоношенность;
  • врожденные аномалии: заячья губа, волчья пасть.

Существует и вторая группа причин, которые приводят к нарушениям речи после рождения. В этом списке:

  • нейроинфекции (энцефалит, менингит);
  • дефицит общения;
  • проблемы слуха;
  • стресс после тяжелой болезни;
  • генетическая предрасположенность.

До двухлетнего возраста ребенку не выставляется диагноз "Задержка речевого развития", поскольку занятия с логопедом могут кардинально изменить ситуацию.

Также следует упомянуть функциональные факторы, которые сегодня часто становятся причиной речевых нарушений у детей. Это:

  • неблагоприятная социальная среда;
  • педагогическая запущенность;
  • психологические травмы;
  • подражание речи людей, с которыми ребенок контактирует.

Особое внимание хочется уделить последнему пункту. Маленькие дети копируют поведение и манеру говорить взрослых людей. Известны случаи, когда по этой причине у ребенка формировалось заикание или другие речевые нарушения.


Симптомы

Задержку речевого развития можно определить по следующим признакам:

  • Ограниченный словарный запас. Ребенок не может строить законченные фразы, в общении он использует отдельные слова.
  • Восприятие речи на бытовом уровне. Ребенок не в состоянии понять смысл сложного предложения, он не может поддерживать диалог. На фоне подобных речевых нарушений также наблюдается отставание физического и умственного развития.
  • Малыш понимает обращенную к нему речь, но не говорит. Такое явление часто наблюдается при моторной адаптации. Ситуация поддается коррекции, потому что навыки и интеллект сохранены.
  • Сенсомоторная алалия. Это глубокое расстройство речи выражается тем, что ребенок не понимает, что ему говорят. У него отсутствует словарный запас, он не может запомнить названия предметов.
  • Дизартрия или нарушении дикции обычно связано с повреждением головного мозга. Например, при мозжечковой дизартрии малыш говорит медленно и тихо, а слова произносит по слогам.
  • Эхолапия, то есть автоматическое произношение слов наблюдается при аутизме. Дети не понимают смысла и значения сказанных ими слов, они проявляют агрессию к окружающим, избегают контактов.

Если присутствуют приведенные в этом списке признаки, следует обязательно показать ребенка детскому неврологу в Калининграде.


Какими осложнениями грозит задержка речевого развития

Поскольку речь является основой формирования интеллекта, то задержка ее развития отражается на умственном развитии. Без своевременной комплексной реабилитации у ребенка могут появиться:

  • расстройства психики;
  • проблемы с памятью;
  • нарушения внимания;
  • трудности в обучении.

В запущенных случаях негативные процессы только углубляются, и ребенок не может обучаться в обычной школе.


Когда обращаться к детскому невропатологу

Существуют определенные нормы речевого развития:

  • К году словарный запас малыша составляет до 10 слов.
  • В возрасте двух лет ребенок уже должен произносить простые фразы, а его запас слов расширяется до 50.
  • Трехлетние дети составляют простые предложения, они легко запоминают новые слова, знают имена родителей и свободно общаются с другими людьми.
  • В четыре года малыши задают массу вопросов, поэтому этот период часто называют "возрастом почемучек". Речь ребенка достаточно хорошо развита, он чисто произносит все звуки, говорит осмысленно, то есть предложениями.
  • У пятилетних детей может быть выражена только одна проблема - трудности с произношением буквы "Р". В остальном они прекрасно справляются с задачами общениями, логично описывают события.

Если речевые навыки не вписываются в нормальный график, следует обязательно показать ребенка специалисту. Это необходимо сделать еще и потому, что только опытный невролог сможет отличить задержку развития речи от аутизма. Известно, что при аутизме лечение начинают немедленно, поскольку при таком условии у ребенка появятся шансы догнать своих сверстников в развитии.


Диагностика и лечение

При диагностировании задержки речевого развития, детский невролог в Калининграде использует следующие методы обследования:

  • Ультразвуковая доплерография (УЗГД);
  • Компьютерная томография;
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • МРТ головного мозга.

Все перечисленные методики позволяют выявить повреждения коры головного мозга, гидроцефалию или нарушение проводимости сигналов.

При назначении лечения специалисты нашей клиники "Эдкарик" применяют индивидуальный подход. Если требуется медикаментозная терапия, врач назначит ребенку специальные препараты. Также коррекция речевых нарушений проводится путем занятий с логопедом, прекрасные результаты дает такой метод воздействия, как микротоковая рефлексотерапия.

При отсутствии тяжелых органических поражений начатая до 5 лет реабилитация позволит ребенку пойти в школу вместе со сверстниками. Специалисты поликлиник "Эдкарик" в тесном содружестве с родителями сделают все возможное, чтобы ребенок не испытывал трудностей при обучении.

Записаться к нам на прием можно по телефону, или оставить заявку на официальном сайте нашей поликлиники.

Пожалуйста, оцените доступность/качество описания и оформления этой страницы
Средняя оценка 5 на основании 2 голосов.
Надеемся наша статья Вам помогла. Мы искренне желаем Вашему ребёночку здоровья! Если Вам не сложно, пожалуйста, оставьте нам отзыв.

«ЭДКАРИК» В ФОТОГРАФИЯХ

Несколько случайных отзывов

08.12.2014Викторова Анжелика и дочь Алиса

Выражаем огромную благодарность доктору Семеновой Марианне Владимировне. Спасибо Вам огромное за Ваш профессионализм, за чуткое отношение к маленьким пациентам. Благодаря Вашей работе у моего ребенка пропал страх перед зубным врачом. Из других клиник мы уходили со слезами. Здесь же все по-другому. Приятная обстановка, прекрасный персонал! Большое спасибо! Будем лечить зубки только у вас. С наилучшими пожеланиями, Викторова Анжелика и дочь Алиса.

09.02.2022Касумова Лала
Были у врача Алимовой, с ребёнком в кабинет зашёл муж, все было хорошо, ребёнок лежал спокойно, начали лечение, дальше врач показала сыну коффердам, он увидев его испугался, начал сильно плакать и кричать, так как не понял что это, вместо того чтобы успокоить ребёнка, врач начала кричать и пугать ребёнка. Алимова кричала такие слова, как «заткнись» «замолчи» «сейчас выгоним тебя», «ходи с больным зубом» «больше не приходи к нам». Ужасное отношение к ребёнку, как так можно, нужно было найти подход к ребёнку, и успокоить его, а не орать так. Ребёнок вышел весь заплаканный, и муж тоже был в шоке от такого отношения врача. Больше в вашу клинику не придём, и никому не посоветуем.

Здравствуйте, уважаемая Лана. Анализ видеозаписи с приёма показал, что на приёме с ребёнком был его отец, возможно, информация полученная вами несколько искажена. Тон врача на приеме доброжелательный, манипуляции сопровождались объяснениями. Папе были объяснены этапы и принцип лечения, была предложена седация. От седации папа на приёме отказался, но потом, во время расчета на регистратуре, спросил, почему ему не предложили седацию (сразу скажем, что вы можете по предварительному согласованию приехать к нам и мы покажем вам запись с приёма для подтверждения наших слов).

При проведении анестезии ребенок вел себя спокойно, манипуляция выполнена по стандарту. Папа придерживал ребенка за руки (доктор просил придержать руки ребенка, чтобы мальчик случайно не толкнул руку врача при проведении анестезии). 

Перед наложением коффердама ребенку показали кламмер, объяснили что это. Вид кламмера ребенку не понравился, ребенок испугался и стал вести себя крайне беспокойно. Врач успокаивал ребенка, сказав, что коффердам использоваться не будет. Очень негативно ребенок отреагировал на вращающиеся инструменты и громкий звук стоматологической установки - кричал очень громко, бил ногами по установке. Эндодонтическое лечение проводить стало невозможным.

По тону врача - спокойный голос на приеме, тихий до момента громких криков ребенка, потом врач стал разговаривать несколько громче (т.к. стало ничего не слышно). Слов «выгонит его», «ходи с больным зубом», «больше не приходи к нам» на приеме не звучало. Фразы врача во время криков ребёнка - «Спокойно, ну что за истерика?», «Открывай рот, спокойно», «Всё, замри, сейчас кладу ватку и идёшь домой, молодец, умничка», единственная фраза более жесткая «Хочешь, чтобы зуб болел? Тогда открывай рот», но и она произнесена вопросительным, но никак не угрожающим, тоном. 

Мы очень расстроены, что сложилась подобная ситуация, но надеемся, что наш ответ всё-таки позволит вам посмотреть на ситуацию под другим углом. Повторимся, мы готовы принять вас и показать вам запись с приёма, подробно разобрав её вместе с нашим специалистом.

С уважением, система клиник «Эдкар».

18.11.2017Федотова Алена Владимировна

Хочу выразить благодарность всему коллективу. Откликнулись, помогли решить наш вопрос. Наблюдаем у вас обоих детей, они ходят с большим удовольствием. Врачи большие специалисты своего дела. Дальнейшего процветания и всех благ.

09.07.2018Анонимно

Лучшая клиника для деток!!! Обожаем нашего стоматолога, настоящая зубная фея!

Смотреть все