Детская частная клиника и стоматология в Калининграде
Калининград, Московский пр,, 1-3, +7 (4012) 55-77-55
Калининград, Ген. Челнокова, 25, +7 (4012) 55-77-55

Налёт (пятна) на языке – норма или признак скрытой патологии?

Наверняка внимательные родители замечали у своих детей появление специфического налета на поверхности языка. При этом налёт может располагаться островками или покрывать весь язык.

Заметим, что далеко не во всех случаях данная ситуация является следствием недостаточной гигиены. Родителям необходимо помнить о том, что любые внутренние изменения в детском организме неминуемо отражаются на состоянии слизистых оболочек и языка в том числе.

Напомним калининградцам о том, в каких случаях налёт является безобидным, а когда требует пристального внимания со стороны врача.

Причины появления налёта

Такие причины, как недостаточная гигиена и употребление в пищу красящих продуктов, являются легко устранимыми и не представляют никакой опасности для здоровья ребенка. Обозначим реальные негативные факторы, которые провоцируют образование налёта. К таковым относятся:

  • инфекции (бактерии, вирусы, грибок);
  • патологии ЖКТ;
  • эндокринные нарушения;
  • ослабление иммунитета;
  • интоксикация организма (отравление);
  • побочный эффект от приема лекарств.

Заметим, что больше всего осадок скапливается у корня языка, так как эта часть органа менее подвижна. Кончик и остальная поверхность имеют более прозрачные наслоения, так как они более подвижны и склонны к самоочищению.


Как правильно оценить состояние языка?

Чтобы самостоятельно осмотреть язык ребенка на предмет наличия налета или пятен следует учесть несколько условий:

  • производить осмотр лучше утром, при естественном освещении и до чистки зубов;
  • ребенок должен высунуть язык вперед, не напрягая его, так как это повлияет на форму и цвет;
  • стоит помнить о том, что ребенок ел и пил накануне, чтобы не принять след от съеденной вишни за устрашающий симптом;
  • учитывайте факт приема лекарств, витаминов или сорбентов.

При осмотре родителю следует обратить внимание:

  • на цвет налёта;
  • его плотность;
  • локализацию;
  • консистенцию;
  • как легко он удаляется?
  • с какой периодичностью появляется вновь?

Таким образом, только в двух случаях родители могут не беспокоиться о наличии у ребенка налета на языке:

  1. После еды, когда ребенок поел продукты или выпил напитки, временно окрашивающие язык (черника, свекла, чай, кофе);
  2. После ночного сна, в этом случае наличие легкого налета является нормой и легко устраняется путем гигиенических процедур.

Как самостоятельно отличить норму от патологии?

Напомним родителям, что считается нормой. Это язык, который:

  • умеренно увлажнён и не увеличен в размерах;
  • имеет розовый цвет и шероховатую текстуру;
  • легкий белый налет, устраняемый при гигиеническом уходе.

Если в процессе осмотра состояние языка соответствует описанному выше, то родителям не о чем беспокоиться. В каком случае стоит насторожиться? Нормальным состоянием языка назвать нельзя ситуацию, когда налёт:

  • сохраняется длительное время;
  • распространяется и утолщается;
  • приобретает определенный цвет;
  • придает неприятный привкус во рту;
  • приводит к неприятному запаху изо рта;
  • снижает обонятельную функцию.

В данном случае можно с высокой степенью уверенности предположить наличие определенных нарушений в организме. Цвет «подскажет» каких именно…


О чем говорит цвет налёта?

Цвет и консистенция налёта могут отличаться от окраски языка и сигнализировать о вполне конкретных нарушениях в организме ребенка. При этом действует негласное правило: чем плотнее налёт, тем серьезнее проблема. Таким образом, цвет – это своего рода сигнал, который подскажет, какого характера проблема и где она локализуется. Итак:

  • Белый налёт – может быть признаком грибкового поражения, заболеваний верхних дыхательных путей, воспаления желудка.
  • Желтый оттенок - может свидетельствовать о возникновении простудных заболеваний, а также проблемах с печенью и работой желчевыводящих путей.
  • Серый – признак обезвоживания, в некоторых случаях повышенной кислотности желудка.
  • Коричневый – болезни ЖКТ в хронической форме, нехватка витаминов группы B.
  • Зеленый – наиболее частая причина: кандидоз или последствия приема антибиотиков.
  • Синий – сердечно-сосудистые нарушения, заболевания нервной системы или почек, нехватка железа в организме;
  • Красные пятна – «географический язык» свидетельствует о гормональных нарушениях, аутоимунных и инфекционных заболеваниях, болезнях крови.

Размер и форма – не менее важные показатели!

Заметим, что при языковой диагностике необходимо обращать внимание на размеры. Диапазон нарушений в данном случае может варьироваться от банального воспаления до патологий гипофиза.

  • Толстый распухший язык может указывать на недостаток кальция и витамина D в организме ребенка. Не стоит исключать нарушения метаболизма или отклонения в лимфатической системе.
  • Обратная ситуация, связанная с уменьшением размеров, – тоже не является нормой. В данном случае можно предположить нарушения работы ЦНС, истощение организма, включая обезвоживание.

Если имеет место быть отечность, важно исключить аллергическую составляющую патологии.


Диагностика и лечение

Если случай не связан с гигиеной, обычно обследование включает в себя:

  • анализ крови (общий, биохимический);
  • анализ на Helicobacter pylori;
  • бакпосев на флору (мазок из ротовой полости);

Если налёт связан с заболеваниями ЖКТ, врач может направить к профильному специалисту (гастроэнтерологу) для прохождения дополнительного обследования и дальнейшего лечения.

При нарушениях эндокринного характера, связанных с нарушением работы щитовидной железы ребенок направляется к эндокринологу. Если говорить о методах лечения патологии, то лечебная терапия будет направлена на устранение выявленного заболевания.

Резюмируя вышеизложенную информацию, можно достоверно сказать одно: родителям не стоит заниматься самолечением, этим они рискуют замаскировать проблему и осложнить работу врача.

Напоминаем калининградцам о том, что записаться на прием можно заполнив предварительную заявку на нашем сайте или позвонив по телефону: +7 (4012) 357-773 или +7 (4012) 973-100 .

Пожалуйста, оцените доступность/качество описания и оформления этой страницы
Средняя оценка 4.43 на основании 7 голосов.
Надеемся наша статья Вам помогла. Мы искренне желаем Вашему ребёночку здоровья! Если Вам не сложно, пожалуйста, оставьте нам отзыв.

«ЭДКАРИК» В ФОТОГРАФИЯХ

Несколько случайных отзывов

26.12.2014Илья П.

Сергей, Вы супер.

Большое спасибо Рубанову Сергею Сергеевичу за доброту и теплое отношение.

20.01.2021Пациент

12.01.21 20:22:43 отзыв оставлен на портале prodoctorov.ru: 

Позвонили в клинику с проблемой кариеса у ребёнка. Зуб болел, нужно лечить. Администратор записал на приём к врачу Лапухиной. По телефону объяснили, что врач осмотрит зуб, примет решение о лечении и сделает временную или постоянную пломбу. На осмотре пришлось 20 минут заполнять бумаги, по факту осмотр длился 10 минут, на котором сделали заключение, что у ребёнка кариес. И все! А потом врач сказала, что у неё осталось 8 минут до конца приёма и ничего сделать она не успеет. То, что у ребёнка кариес, мы и так знали и озвучили это по телефону. Зачем в таком случае, обещать что-то сделать? Врач предложила записаться на другое число и сделать временную пломбу. Это в период новогодних каникул? По телефону после приёма 2 раза позвонили разные администраторы, сказали, что у ребёнка абсцесс, потом пульпит. Потом что ошиблись. По факту в карте в графе диагноз вообще ничего не указали. И это детская клиника! Что за отношение к детям? И по какой-то причине мой отзыв не публикуют на странице "Эдкарика". Или им нужны только положительные отзывы. Так их надо заслужить. Пообещали разобраться, и в ответ тишина...

По существу этого отзыва необходимо сказать следующее. Взаимоотношения  пациент-клиника-врач регулируются целым рядом правительственных документов, без которых врач не имеет права приступать к лечению. Для их заполнения требуется время. Поэтому мы приглашаем в клинку  за 15- 20 минут до приема. На заполнение первичных документов в среднем тратится 10 минут. Первичную информацию о будущем приеме и его ориентировочную стоимость администраторы так же сообщают при записи. В холлах, кабинетах установлены камеры с таймерами. В случае конфликтной ситуации можно посмотреть  запись и  время действия.

Что произошло  в вашем случае.  Заполнение  документов велось 15 минут. Т.О. 5 минут уже пошло в счет приема.   5 минут потребовалось на установление контакта с ребенком.  4 минуты на рентген диагностику. 10 минут   на осмотр и   согласование вариантов лечения. Необходимо учесть , что ваш прием состоялся по неотложному состоянию (острая боль) и у врача было ограниченное время приема. Вашего ребенка старались принять вне очереди. 

Диагноз пульпит лечится как в один прием, так и в несколько  посещений    .В данном случае из-за отсутствия времени  врач старалась в первую очередь снять острую боль и поставить временную пломбу.  Технология   постоянного  пломбирования требует большего времени, необходима  дополнительная диагностика и пришлифовка  контактов для того, чтобы было удобно жевать и пломба не нагружала сустав. Времени для этого не было, предложили поставить временную пломбу,  о чем и говорилось при записи (она сохранена). Но папа отказался, сославшись на  свой личный негативный опыт. В результате ребенок оказался 30 декабря без нашей помощи. Это был последний день работы клиники.

Таким образом ситуация выглядит с нашей стороны. Она подкреплена документально.  То, что администратор ошиблась с диагнозом, посмотрев в другой документ, разговаривая   с вами   по телефону, печально, но она сама тут же и исправила ошибку, принесла извинения. 

Работа с нашими маленькими  пациентами  и их родителями требует у докторов и всех сотрудников  повышенного внимания, эмоциональных  затрат.  Мы все стараемся  эффективно оказать помощь.  Надеемся на ваше понимание.  Всего доброго вам и вашей семье.

21.09.2017Авраменко

Огромное спасибо замечательному доктору Терещенко Наталье Владимировне. Супер профессионал, добрая, красивая и отзывчивая женщина. Мы вас любим! Будьте здоровы!

17.08.2021Маргарита
Удаляли зуб сыну 4хлет. Все прекрасно, но мое пожелание было только апликационная анестезия, укол и удаление зуба. А врач за меня решил подкинуть лишних трат в виде масочного миорелаксанта. Надел, включил и только потом предоставил мне бумаги. Видно было, что врач "боится" работать без этого миорелаксанта, хотя ребенок смирно сидел и удаление заняло 10 минут. Гнилых зубов полон рот и на каждый выкладывать по 2500р для удобства врача слишком накладно для нашей семьи.

Здравствуйте! Для врачей наших клиник является обязательным  полное информирование пациентов о составе и стоимости оказываемых услуг. Мы проведём внутреннее расследование для выяснения всех обстоятельств описываемой вами ситуации. Очень просим уточнить ФИО врача, время и дату приёма, заполнив форму https://edkar.ru/direktoru

Смотреть все