Детская частная клиника и стоматология в Калининграде
Калининград, Московский пр,, 1-3, +7 (4012) 55-77-55
Калининград, Ген. Челнокова, 25, +7 (4012) 55-77-55

«Не хочу кушать!» – каприз или повод для беспокойства?

Внимательных родителей, безусловно, должен насторожить отказ малыша от любимой пищи или любые жалобы относительно вкусовых ощущений, о которых может рассказать ребенок старшего возраста. Кроме того, употребление в пищу необычных веществ тоже не должно оставаться без родительского внимания.

Во всех вышеперечисленных случаях речь идет о возможном нарушении вкуса, кратковременном или затяжном. В первом случае врачебного вмешательства, как такового, не требуется. Однако, если симптом не проходит в течение длительного периода времени, игнорировать данную ситуацию ни в коем случае нельзя. Своевременное обращение к врачу и выявление скрытой патологии – задача родителей и детского отоларинголога в Калининграде.

Анатомия вкуса: как устроен вкусовой анализатор?

Перед тем, как приступить к вопросу о дисфункции вкуса, напомним калининградцам о ключевых моментах, касающихся анатомии. А именно как устроен и как работает вкусовой анализатор. Начнем с того, что это сложная нейрофизиологическая система, состоящая из нескольких отделов:

  1. Периферический. За восприятие и анализ пищи отвечают вкусовые рецепторы, которые большей частью находятся на поверхности языка, а также мягкого нёба, миндалин, губ и т.д. Задача рецепторов - преобразовать вкусовые ощущения в нервные импульсы.
  2. Проводниковый. Импульсы возбуждения, возникшие в рецепторах, передаются по проводящим путям к вышестоящим отделам ЦНС. В качестве проводников выступают волокна лицевого и языкоглоточного нервов, отходящих от рецепторных клеток.
  3. Центральный. Данный отдел расположен в проекционных отделах коры больших полушарий головного мозга. В нём осуществляется обработка полученной информации: опознается вкус и формируется адекватная реакция организма на него.

Справедливости ради заметим, что вкус – понятие полимодальное, потому что он формируется при участии не только вкусовых рецепторов, но и температурных, тактильных, болевых рецепторов. Резюмируя все вышеизложенное, добавим, что у маленьких детей гораздо больше вкусовых луковиц: их количество составляет 9-10 тыс., тогда как у взрослых их всего 2-3 тыс. Поэтому дети более остро воспринимают вкус и более разборчивы в еде, чем взрослые.


Почему происходит сбой в системе?

Нарушения вызывают повреждения, возникающие на одном из рассмотренных участков сенсорной вкусовой системы. В зависимости от их локализации различают следующие типы вкусовых расстройств:

  • контактные, когда повреждение затронуло вкусовые рецепторы (периферия);
  • невральные, если нарушена функция передачи и обработки вкусовой информации (проводниковый или центральный отдел);
  • комбинированные – комбинация обоих типов повреждений.

Заметим, базовые вкусы – соленый, сладкий и т.д., опознаются вкусовым анализатором самостоятельно. Однако, более сложные вкусы, сопровождающиеся запахом, распознаются с участием обоняния. Таким образом, оба анализатора, и вкусовой, и обонятельный, постоянно взаимодействуют друг с другом, распознавая пищевые реакции. Какие негативные факторы могут повлиять на их слаженную работу – рассмотрим далее…


Причины вкусовых нарушений

Спровоцировать искажение вкусового восприятия у ребенка могут различные негативные факторы, в том числе:

  • Простудные заболевания (грипп, ОРВИ). Как правило, снижение аппетита и вкусовых ощущений в данном случае носит обратимый характер и полностью восстанавливается к моменту выздоровления ребенка.
  • Кандидоз («молочница»). Заболевание часто встречается у детей и характеризуется грибковым поражением слизистой оболочки полости рта. Видимый признак, который могут заметить бдительные родители, – это белый налет на поверхности языка.
  • Вирусный гепатит в острой стадии («желтуха»). Одним из симптомов заболевания, помимо желтого цвета кожи, является извращение вкуса и обоняния.
  • Травма головы. Если ребенок упал и ударился головой, могут быть нарушены мозговые оболочки, отвечающие за распознавание вкуса. В этом случае базовые вкусы ребенок сможет различать при помощи языка, а более сложные сочетания – нет.
  • Неврит лицевого нерва. Помимо паралича мышц лица, данная патология блокирует восприятие вкуса.
  • Онкология. Злокачественные новообразования в полости рта могут вызывать искажение, а затем и полную потерю вкусовой чувствительности.
  • Синдром Шегрена – аутоимунное заболевание. Отличительной особенностью патологии является поражение желез внешней секреции, слюнных в том числе, что вызывает сухость слизистых и проблемы со вкусом.
  • Побочное действие лекарств. Приём лекарственных препаратов, например антибиотиков, может вызвать кратковременную вкусовую дисфункцию.
  • Дефицит цинка и витамина В снижает вкусовую и обонятельную восприимчивость, ослабляет иммунитет, замедляет рост и т.д.

Разновидности вкусовых расстройств и их диагностика

Во врачебной практике различают следующие виды отклонений, связанных с восприятием вкуса:

  • гипогевзия – общее или частичное снижение вкусовой чувствительности;
  • дисгевзия – при воздействии вкуса его ощущения искажаются;
  • фантагевзия – ощущение вкуса при отсутствии вкусового раздражителя;
  • парагевзия – один вкус подменяется другим;
  • агевзия – неспособность различать базовые вкусы или какой-либо один вкус.

Диагностика вкусовых патологий заключается в подтверждении нарушений и выяснении их характера. Для этого врач выполняет следующие исследования:

  • визуальный осмотр полости рта, чтобы исключить местные причины (поражение языка или носоглотки, нарушение слюноотделения, наличие новообразований и т.д.);
  • вкусовое тестирование, в процессе которого определенную зону языка поочередно смачивают различным по вкусу составом;
  • рентгенография проводится при наличии подозрения на травму;
  • КТ-сканирование позволит выявить внутричерепные отклонения;
  • МРТ головы поможет выявить повреждения коры головного мозга;
  • лабораторные анализы: общий анализ крови, уровень глюкозы, витаминов и т.д;

Очень важно в процессе диагностики выяснить и исключить:

  • сопутствующие заболевания, которые могли спровоцировать нарушения, как системные, так и местные;
  • наличие травм головы или контакт с токсичными веществами;
  • побочное действие лекарств.

В случае необходимости отоларинголог может направить маленького пациента к узким специалистам: стоматологу, неврологу, эндокринологу или нейрохирургу.


Лечение и прогноз восстановления вкуса

В данном контексте можно сказать одно: восстановление вкусовых нарушений – это прежде всего адекватная терапия заболеваний, которые явились причиной этих нарушений. В этой связи, прогноз полностью зависит от выявленного заболевания.

  • Благоприятный исход и полное восстановление вкусовой функции возможно при успешном лечении метаболических расстройств, кандидоза, респираторных заболеваний.
  • Частично восстановить нарушение при проблемах с секрецией слюны позволят препараты, предназначенные для увлажнения полости рта.
  • Неврологические заболевания требуют более длительного лечения и периода реабилитации.

Напоминаем калининградцам, записаться на прием к детскому отоларингологу в Калининграде можно, заполнив предварительную заявку на нашем сайте или позвонив по телефону: +7 (4012) 357-773 или +7 (4012) 973-100 .

Пожалуйста, оцените доступность/качество описания и оформления этой страницы
Средняя оценка 4.75 на основании 12 голосов.
Надеемся наша статья Вам помогла. Мы искренне желаем Вашему ребёночку здоровья! Если Вам не сложно, пожалуйста, оставьте нам отзыв.

«ЭДКАРИК» В ФОТОГРАФИЯХ

Несколько случайных отзывов

30.05.2019Пациент

Сердечно благодарю Юлию Середа за отзывчивость, оказала помощь в срочном удалении зуба.

20.11.2017Скачковы Олеся и Диана

Хочу выразить благодарность  Марианне Владимировне за прекрасную, квалифицированную работу. Детский стоматолог - это дело не простое, а доктор на позитиве, прекрасно относится к ребенку. Марианна Владимировна, спасибо Вам огромное! 

15.03.2016Анонимно

Очень приятно и радостно, позитивно общаться с кардиологом Кривенко Т.В. Спасибо, что есть такие классные доктора!

09.02.2022Касумова Лала
Были у врача Алимовой, с ребёнком в кабинет зашёл муж, все было хорошо, ребёнок лежал спокойно, начали лечение, дальше врач показала сыну коффердам, он увидев его испугался, начал сильно плакать и кричать, так как не понял что это, вместо того чтобы успокоить ребёнка, врач начала кричать и пугать ребёнка. Алимова кричала такие слова, как «заткнись» «замолчи» «сейчас выгоним тебя», «ходи с больным зубом» «больше не приходи к нам». Ужасное отношение к ребёнку, как так можно, нужно было найти подход к ребёнку, и успокоить его, а не орать так. Ребёнок вышел весь заплаканный, и муж тоже был в шоке от такого отношения врача. Больше в вашу клинику не придём, и никому не посоветуем.

Здравствуйте, уважаемая Лана. Анализ видеозаписи с приёма показал, что на приёме с ребёнком был его отец, возможно, информация полученная вами несколько искажена. Тон врача на приеме доброжелательный, манипуляции сопровождались объяснениями. Папе были объяснены этапы и принцип лечения, была предложена седация. От седации папа на приёме отказался, но потом, во время расчета на регистратуре, спросил, почему ему не предложили седацию (сразу скажем, что вы можете по предварительному согласованию приехать к нам и мы покажем вам запись с приёма для подтверждения наших слов).

При проведении анестезии ребенок вел себя спокойно, манипуляция выполнена по стандарту. Папа придерживал ребенка за руки (доктор просил придержать руки ребенка, чтобы мальчик случайно не толкнул руку врача при проведении анестезии). 

Перед наложением коффердама ребенку показали кламмер, объяснили что это. Вид кламмера ребенку не понравился, ребенок испугался и стал вести себя крайне беспокойно. Врач успокаивал ребенка, сказав, что коффердам использоваться не будет. Очень негативно ребенок отреагировал на вращающиеся инструменты и громкий звук стоматологической установки - кричал очень громко, бил ногами по установке. Эндодонтическое лечение проводить стало невозможным.

По тону врача - спокойный голос на приеме, тихий до момента громких криков ребенка, потом врач стал разговаривать несколько громче (т.к. стало ничего не слышно). Слов «выгонит его», «ходи с больным зубом», «больше не приходи к нам» на приеме не звучало. Фразы врача во время криков ребёнка - «Спокойно, ну что за истерика?», «Открывай рот, спокойно», «Всё, замри, сейчас кладу ватку и идёшь домой, молодец, умничка», единственная фраза более жесткая «Хочешь, чтобы зуб болел? Тогда открывай рот», но и она произнесена вопросительным, но никак не угрожающим, тоном. 

Мы очень расстроены, что сложилась подобная ситуация, но надеемся, что наш ответ всё-таки позволит вам посмотреть на ситуацию под другим углом. Повторимся, мы готовы принять вас и показать вам запись с приёма, подробно разобрав её вместе с нашим специалистом.

С уважением, система клиник «Эдкар».

Смотреть все